Главная \ 5. Новости и обзор литературы

Связь дефицита витамина В12 и риска развития сахарного диабета

« Назад

15.07.2020 13:47

Витамин В12 и риск диабета 

Витамин В12 и диабет

S. V. Madhu
Vitamin B12 and diabetes risk - myth or reality
International Journal of Diabetes in Developing Countries volume40, pages1-3 (2020)

 

Примечание редактора: Мы не случайно рекомендуем обращать внимание на В12-витаминный статус, т.к. роль кобаламина в нашем организме чрезвычайно важна и обширна. Самыми известными сверхпродуцентами этого витамина являются пропионовокислые бактерии (ПКБ). И давно известно, что последние исследования врачей и микробиологов подтвердили, что наиболее эффективно использование витаминов в коферментной (связанной с белком микробной клетки) легкоусвояемой форме. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем восполнять недостаток витамина В12 при различных причинах его дефицита именно с помощью молочных (классических) пропионовокислых бактерий, в частности, путем потребления ПКБ-содержащих БАД или ферментированных молочных продуктов.


Роль факторов питания в формировании риска развития диабета является предметом исследований в течение нескольких лет. Однако акцент на микроэлементах, в частности витаминах, стал более поздним явлением. В то время как большинство исследований было сосредоточено на витамине D, интерес к витамину В12 как модулятору риска диабета растет, и связь, как сообщается, становится все сильнее.

Вопрос о том, связан ли дефицит витамина B12 с риском развития диабета в будущем, является важным вопросом, который необходимо задать в нашей стране (речь идет об Индии – ред.), так как большая часть нашего населения является чисто вегетарианской и, следовательно, склонна к дефициту этого витамина. Фактически, дефицит витамина B12 широко распространен в нашей стране, затрагивая 47% нашего населения [1]. Недавнее исследование, проведенное в Южной Индии среди городских жителей, показало, что распространенность абсолютного и пограничного дефицита витамина В12 составляет более 50% [2]. Уровень витамина В12 снижался по мере повышения уровня непереносимости глюкозы, а доля лиц с дефицитом витаминов увеличивалась с увеличением тяжести непереносимости глюкозы, особенно среди мужчин и вегетарианцев [2].

Связь дефицита витамина B12 с гипергомоцистеинемией [3] и другими метаболическими нарушениями, такими как резистентность к инсулину и дислипидемия [4], известна уже давно. Кроме того, гипергомоцистеинемия хорошо известна как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [4]. Недавнее исследование, проведенное в Северной Индии среди сельских жителей [5], выявило положительную корреляцию между уровнем витамина В12 и низким уровнем ЛПВП, хотя возможное посредничество гомоцистеина не было подтверждено. Кроме того, не было обнаружено достоверной связи между уровнем витамина В12 и другими липидными показателями, а также между гипергомоцистеинемией и ожирением или липидными показателями. Вопрос о том, может ли витамин В12 также опосредовать риск развития диабета, пока не известен и в настоящее время изучается.

Доказательства возможной роли дефицита витамина B12 в повышении риска диабета получены в основном из исследований беременных женщин и их детей, а также из исследований с использованием нутригенетических подходов.

Исследования из западной Индии [6] показывают, что низкие уровни витамина B12 во время беременности связаны с ожирением. Они сосредоточили наше внимание на потенциальной роли материнского недоедания в ожирении матери и плода и резистентности к инсулину. Влияние низких уровней витамина B12 на ожирение и резистентность к инсулину у беременных было подтверждено в исследовании из Великобритании [7]. Другое исследование из Великобритании [8] также показало, что материнский уровень витамина B12 связан с материнским ожирением и риском развития гестационного сахарного диабета (ГСД или GDM - gestational diabetes mellitus). Более поздний систематический обзор, проведенный в 2019 году [3], показал, что дефицит витамина B12 может быть связан с повышенным риском развития ГСД. В исследование было включено более 1810 беременных женщин без ГСД и 309 с ГСД, и было показано, что пациенты с ГСД имели более низкие уровни витамина B12, чем субъекты без ГСД, и что уровень витамина B12 предсказывал ГСД (OR 1.81). Результаты этих исследований подтверждают гипотезу о том, что существует сильная связь между витамином В12 и риском развития ГСД. Однако для четкого установления причинно-следственной связи между этими двумя явлениями потребуются дополнительные исследования.

Новые данные также указывают на то, что дефицит витамина B12 у матери оказывает глубокое влияние на рост и развитие плода, и такое программирование плода может привести к увеличению ожирения и резистентности к инсулину в более позднем возрасте [6]. Исследования в когорте Пуны показывают, что недостаточное питание матери тесно связано с ожирением плода и резистентностью к инсулину. Эти исследования также описывают худощавых индийских младенцев, где дети были худыми, но с более высоким уровнем ожирения по сравнению с младенцами европейского происхождения. Более двух третей матерей этих детей страдали от дефицита витамина В12. Низкий уровень В12 также был связан с большей вероятностью ожирения и инсулинорезистентности в детском возрасте [9]. Известно, что витамин В12 оказывает решающее влияние на некоторые клеточные пути, в частности на синтез нуклеиновых кислот и метилирование генов, участвующих в экспрессии генов. Некоторые из этих путей могут лежать в основе метаболического программирования плода, которое предрасполагает к инсулинорезистентности у потомства [6].

Исследование из Южной Индии изучило ассоциацию 2 вариантов гена FTO с большей предрасположенностью к ожирению в когорте CURES и обнаружило, что они были связаны не только с более высоким риском ожирения, но и с более низкой концентрацией витамина В12 [10]. Это интересное наблюдение, если оно будет воспроизведено в более крупных исследованиях, предоставит доказательства гипотезы о том, что витамин B12 влияет на ожирение и риск неинфекционных заболеваний (НИЗ), воздействуя на гены, связанные с ожирением. Общегеномное ассоциативное исследование (GWAS) у индийцев показало, что концентрации B12 в плазме регулируются недавно выявленными популяционно-специфическими вариантами гена FUT6 [11]. Недавнее исследование подтвердило, что добавка витамина B12 регулирует некоторые связанные с диабетом гены, такие как TCF7L2, FTO и CREBP/CBP, посредством метилирования MiR21 и, таким образом, может эпигенетически влиять на риск ожирения, резистентности к инсулину и сахарного диабета 2 типа [12].

Взаимосвязь витамина В12 и метаболических особенностей была изучена у здоровых небеременных женщин в Индонезии с использованием нутригенетического подхода [13]. Оценки генетического риска (GRS) были получены с использованием девяти ассоциированных с витамином B12 однонуклеотидных полиморфизмов (SNPs) (B12-GRS) и девяти метаболических SNPs (метаболический GRS). B12-GRS и метаболический-GRS не влияли на уровни витамина B12 и метаболические особенности. Тем не менее, исследование показало значительное влияние на уровень гликированного гемоглобина HbA1C (прим. ред.: Оценки генетического риска чаще всего представляют собой аддитивные сводки информации о риске из набора генетических вариантов (например, подсчет аллелей, ассоциированных с риском, в группе SNPs)).

Исследование Surendran et al. [14] - аналогичное нутригенетическое исследование в Южной Азии, проведенное в Шри-Ланке. Авторы построили оценку генетического риска, связанного с витамином B12 (B12-GRS), на основе 10 SNPs витамина B12, и оценку генетического риска, связанного с метаболическими признаками (метаболический GRS), на основе 10 SNPs, связанных с метаболическим признаком, и изучили взаимосвязь этих баллов риска по уровню витамина B12 и различные метаболические особенности у 109 сингальских взрослых. Несмотря на значительную связь B12-GRS с уровнями витамина B12 в плазме, авторы не смогли продемонстрировать какую-либо значимую связь между генетически опосредованным уровнем витамина B12 и какими-либо метаболическими признаками. Тем не менее, они обнаружили значительную взаимосвязь B12-GRS и потребления белка с пищей с окружностью талии, что позволяет предположить, что низкие уровни генетически опосредованного витамина B12 могут быть связаны с центральным ожирением при наличии меньшего потребления белка с пищей. Хотя эти результаты интересны и открывают новые возможности взаимодействия генов с питательными веществами, они должны быть воспроизведены в более крупных исследованиях, которые имеют достаточную мощность, прежде чем можно будет сделать твердые выводы о таких взаимодействиях. Несмотря на свои ограничения, это исследование подчеркивает необходимость целенаправленных исследований в важной области генно-диетических взаимодействий питательных веществ, чтобы понять сложности риска диабета, связанного с питанием.

Может ли низкий уровень витамина B12 быть причинно связан с повышенным кардиометаболическим риском, было оценено уникальным менделевским методом рандомизации (MR) [15]. SNPs, идентифицированные более ранними GWAS как прочно связанные с уровнями витамина B12, были проанализированы MR для любого значительного кардиометаболического риска. Была предложена причинно-следственная связь между витамином B12 и функцией бета-клеток натощак (HOMA-бета), но не с какими-либо другими кардиометаболическими факторами, такими как ожирение, соотношение талии и бедер, жировые отложения, индекс инсулинорезистентности HOMA-IR, HbA1C или сывороточные липиды. Если их воспроизвести в больших выборках, эти результаты могут иметь серьезные последствия для понимания роли витамина В12 в риске диабета.

Таким образом, растущее количество доказательств указывает на значительную связь витамина В12 и риска развития диабета. Похоже, что, помимо макронутриентов, недавние исследования показывают, что витамины, такие как витамин D, а теперь и витамин B12, также могут быть ключевыми модуляторами этого риска. Более крупные исследования, внимательно изучающие взаимодействие генов и окружающей среды, должны раскрыть тайну того, что обещает быть важной связью между витамином В12 и риском диабета.

Витамин В12 у тучных подростков с клиническими признаками инсулинорезистентности 

ВИТАМИН В12 У ТУЧНЫХ ПОДРОСТКОВ С КЛИНИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ

Sarah P. Garnett et al.
Vitamin B12 in Obese Adolescents with Clinical Features of Insulin Resistance
Nutrients 20146(12), 5611-5618 

Краткое описание результатов

Появляющиеся данные указывают на связь между ожирением, приемом метформина и снижением статуса витамина В12, что может иметь серьезные гематологические, неврологические и психиатрические последствия. Это исследование было направлено на изучение статуса B12 у подростков с ожирением с преддиабетом и/или клиническими признаками резистентности к инсулину. Сывороточный B12 измеряли с использованием хемилюминесцентного иммуноанализа у 103 (43 мужчины, 60 женщин) пациентов, страдающих ожирением (средний индекс массы тела (ИМТ), z-показатель ± SD (2,36 ± 0,29)), подростков в возрасте от 10 до 17 лет, медиана (диапазон) индекса чувствительности к инсулину 1,27 (0,27-3,38) и 13,6% имели преддиабет. Низкий уровень В12 (<148 пмоль/л) был выявлен у восьми (7,8%) и пограничный статус (от 148 до 221 пмоль / л) еще у 25 (24,3%) подростков. Подростки с пограничной концентрацией В12 имели более высокие z-баллы ИМТ по сравнению с подростками с нормальной концентрацией (2,50 ± 0,22 против 2,32 ± 0,30, Р = 0,008) или с низкой концентрацией В12 (2,50 ± 0,22 против 2,27 ± 0,226, Р = 0,041). В заключение следует отметить, что почти треть тучных подростков с клинической инсулинорезистентностью имели низкий или пограничный уровень сывороточного В12.

Насколько нам известно, это первое исследование, посвященное изучению статуса витамина B12 у подростков с преддиабетом и / или клиническими признаками резистентности к инсулину. Результаты показывают, что почти треть подростков с ожирением были классифицированы с низким или пограничным статусом витамина B12. Процент подростков, идентифицированных с низким или пограничным статусом B12 в данном исследовании (32,1%), больше, чем 13,7% (все дети и подростки) и 20,4% (тучные дети и подростки), о которых сообщалось в  канадском популяционном опросе с использованием тех же точек отсечения. Мы предполагаем, что подростки с ожирением, подверженные риску развития диабета 2 типа, могут иметь более высокий риск низкого статуса B12 по сравнению с общей популяцией детей с ожирением. Это вызывает особую озабоченность у этих подростков, поскольку они подвержены дальнейшему снижению концентрации витамина В12 в случае начала терапии метформином. У взрослых людей, как было показано, нарушение всасывания витамина В12 происходит примерно у 10%-30% пациентов, использующих метформин, и связано с 4%-24% снижением уровня витамина В12.

Таким образом, следует отметить, что значительное число тучных подростков, подверженных риску развития сахарного диабета 2 типа, выявленных с низким или пограничным статусом В12, а также потенциальная тяжесть дефицита В12 указывают на то, что связь между ожирением, инсулинорезистентностью, использованием метформина и низким статусом В12 требует дальнейших исследований в этой популяции.

К разделу: Витамин В12

Литература

  1. Singla R, Garg A, Surana V, Aggarwal S, Gupta G, Singla S. Vitamin B12 deficiency is endemic in Indian population: a perspective from North India. Indian J Endocrinol Metab. 2019;23(2):211–4. CAS Article Google Scholar 
  2. Jayashri R, Venkatesan U, Rohan M, Gokulakrishnan K, Shanthi Rani CS, Deepa M, et al. Prevalence of vitamin B12 deficiency in South Indians with different grades of glucose tolerance. Acta Diabetol. 2018;55(12):1283–93.
  3. Kouroglou E, Anagnostis P, Daponte A, Bargiota A. Vitamin B12 insufficiency is associated with increased risk of gestational diabetes mellitus: a systematic review and meta-analysis. Endocrine. 2019;66(2):149–56. CAS Article Google Scholar 
  4. Sadeghian S, Fallahi F, Salarifar M, Davoodi G, Mahmoodian M, Fallah N, et al. Homocysteine, vitamin B12 and folate levels in premature coronary artery disease. BMC Cardiovasc Disord. 2006;6:38. https://doi.org/10.1186/1471-2261-6-38. CAS Article PubMed PubMed Central Google Scholar 
  5. Saraswathy KN, Joshi S, Yadav S, Garg PR. Metabolic distress in lipid & one carbon metabolic pathway through low vitaminB-12: a population based study from North India. Lipids Health Dis. 2018;17(1):96. Article Google Scholar 
  6. Rush EC, Katre P, Yajnik CS. Vitamin B12: one carbon metabolism, fetal growth and programming for chronic disease. Eur J Clin Nutr. 2014;68(1):2–7. CAS Article Google Scholar 
  7. Knight BA, Shields BM, Brook A, Hill A, Bhat DS, Hattersley AT, et al. Lower circulating B12 is associated with higher obesity and insulin resistance during pregnancy in a non-diabetic white British population. PLoS One. 2015;10(8):e0135268.
  8. Sukumar N, Venkataraman H, Wilson S, Goljan I, Selvamoni S, Patel V, et al. Vitamin B12 status among pregnant women in the UK and its association with obesity and gestational diabetes. Nutrients. 2016;8(12):E768.
  9. Deshmukh U, Katre P, Yajnik CS. Influence of maternal vitamin B12 and folate on growth and insulin resistance in the offspring. Nestle Nutr Inst Workshop Ser. 2013;74:145–54. Article Google Scholar 
  10. Surendran S, Jayashri R, Drysdale L, Bodhini D, Lakshmipriya N, Shanthi Rani CS, et al. Evidence for the association between FTO gene variants and vitamin B12 concentrations in an Asian Indian population. Genes Nutr. 2019;14:26. Article Google Scholar 
  11. Nongmaithem SS, Joglekar CV, Krishnaveni GV, Sahariah SA, Ahmad M, Ramachandran S, et al. GWAS identifies population-specific new regulatory variants in FUT6 associated with plasma B12 concentrations in Indians. Hum Mol Genet. 2017;26(13):2589.
  12. Yadav DK, Shrestha S, Lillycrop KA, Joglekar CV, Pan H, Holbrook JD, et al. Vitamin B12 supplementation influences methylation of genes associated with type 2 diabetes and its intermediate traits. Epigenomics. 2018;10(1):71–90.
  13. Surendran S, Aji AS, Ariyasra U, Sari SR, Malik SG, Tasrif N, et al. A nutrigenetic approach for investigating the relationship between vitamin B12 status and metabolic traits in Indonesian women. J Diabetes Metab Disord. 2019;18(2):389–99. CAS Article Google Scholar 
  14. Surendran S, Alsulami S, Lankeshwara R, Jayawardena R, Wetthasinghe K, Sarkar S et al. A genetic approach to examine the relationship between vitamin B12 status and metabolic traits in a South Asian population. Int J Diabetes Dev Ctries. 2019: https://doi.org/10.1007/s13410-019-00749-8.
  15. Moen GH, Qvigstad E, Birkeland KI, Evans DM, Sommer C. Are serum concentrations of vitamin B-12 causally related to cardiometabolic risk factors and disease? A Mendelian randomization study. Am J Clin Nutr. 2018;108(2):398–404. Article Google Scholar 

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить