Главная \ 7. Новости и обзор литературы

Хорошие бактерии помогают иммунотерапии рака

09.10.2017 16:56

ХОРОШИЕ БАКТЕРИИ МОГУТ ПОМОЧЬ ИММУНОТЕРАПИИ РАКА ВЫПОЛНИТЬ СВОЮ РАБОТУ

Рик Сперр (Rick Spurr), в окружении своих внуков. Ему был поставлен диагноз метастатической меланомы, который был обнаружен в легких, пока он боролся с приступом пневмонии. Добиться эположительного эфффекта в лечении ему помогли собственные бактерии.

На фото Рик Сперр (Rick Spurr), в окружении своих внуков. Ему был поставлен диагноз метастатической меланомы, который был обнаружен в легких, пока он боролся с приступом пневмонии. Добиться положительного эфффекта в лечении ему помогли собственные бактерии.

КИШЕЧНЫЕ БАКТЕРИИ, МЕЛАНОМА И ИММУНОТЕРАПИЯ

Лица с определенными типами бактерий в кишечнике могут быть склонны более хорошо реагировать на иммунотерапию рака, заявили исследователи из Всестороннего онкологического центра Гарольда Симмонса (США, штат Техас) по результатам исследования пациентов с метастатической меланомой.

За последние 40 лет заболеваемость меланомой все больше возрастает. Иммунотерапия в последние полтора десятка лет резко улучшила прогноз для пациентов с метастатической меланомой, но только около половины из этих пациентов могут войти в ремиссию.

Исследователи из юго-западного медицинского центра Техасского университета (UT Southwestern) проанализировали кишечные бактерии у 39 пациентов с меланомой, которые лечились иммунотерапией, и обнаружили сильную связь между хорошим иммунным ответом на заболевание и наличием в кишечнике конкретных бактерий.

"Наше исследование показывает, что были определенные хорошие бактерии, которые необходимы для оптимизации эффективности препаратов - ингибиторов блокаторов иммунного ответа (иммунных чекпойнт-ингибиторов роста рака). Эти бактерии каким-то образом настраивают иммунную систему так, чтобы она лучше могла атаковать раковые клетки и убивать их ", сказал ведущий автор исследования, доктор Эндрю Кох, доцент педиатрии и микробиологии онкологического центра Гарольда Симмонса.

Прим. ред.:  чекпойнт-ингибиторы - ингибиторы контрольных точек иммунитета. На поверхности иммунных клеток есть рецепторы - так называемые контрольные точки иммунитета («чекпойнты», от английского checkpoint), активация которых подавляет развитие иммунного ответа. Это, в частности, белки PD-1 и CTLA4. Подавление необходимо для предотвращения избыточной активации иммунитета и развития аутоиммунных заболеваний. Опухолевые клетки научились использовать эти рецепторы, чтобы избежать атаки иммунной системы. Они вырабатывают большие количества белковых активаторов, узнающих эти рецепторы, и подавляют иммунитет. Чекпойнт-ингибиторы связываются с этими активаторами или рецепторами, блокируют их и таким образом не дают опухолевым клеткам избежать иммунной реакции.

Рик Сперр, бывший генеральный директор CEO of Zix, компании, которая предоставляет услуги шифрования электронной почты для банков и медицинских учреждений, вызвался на исследования, которые помогли выявить описанную взаимосвязь. Ему был поставлен диагноз метастатическая меланома, которая была обнаружена на легких во время лечения пневмонии.

Г-н Сперр лечился каждые две недели инфузией «Ниволумаба», иммунотерапевтического препарата, который действует, снимая тормоза с иммунной системы, позволяя естественной защите организма перевозбудиться, т.е. стимулирует иммунный ответ.

"Я практически не почувствовал побочных эффектов от лечения," сказал он. "Я начал лечение летом и уже катался на лыжах в ноябре."

Исследователи обнаружили, что у него были полезные кишечные бактерии и подозревают, что этот микробиом способствовал исходу. В группе пациентов, которые хорошо отреагировали на иммунотерапию, было три специфических бактерии:

• Bacteroides thetaiotaomicron
  • Faecalibacterium prausnitzii
  • Holdemania filiformis

Все три являются общей нормальной флорой в кишечном тракте человека.

После выявления связи, исследователи искали потенциальную причину взаимосвязи между бактериями и эффективностью иммунотерапии. "Это то, что бактерии делают? Мы исследовали их метаболиты и обнаружили сильную корреляцию между ненасыщенной анакардиевой кислотой, присутствующей в кешью и манго (семейство анакардиевых), и полезными бактериями," сказал доктор Кох.

Анакардиевые, или Сумаховые (кешью и манго)

Прим. ред: Анакардиевые кислоты встречаются также в растениях одноименного семейства анакардиевых, или сумаховых.

Как отмечалось ранее, анакардиевые кислоты стимулируют нейтрофилы и макрофаги [1, 2]. Аналогичные последствия особого вида бактерий, в частности активация макрофагов/DCS, может повысить Т-клеточный набор для метастазов опухоли и, следовательно, повысить эфффективность иммунных ингибиторов контрольных точек (ICT - immune checkpoint inhibitor). На самом деле, противоопухолевый эффект был показан в нескольких доклинических моделях [3]. Кроме того, доклинические и клинические исследования оправдывают это потенциально простое терапевтическое вмешательство.

Исследователи планируют продолжить работу по текущему исследованию, результаты которого опубликуют в журнале Неоплазия (Neoplasia), с более крупными клиническими испытаниями.

"Хотя эти предварительные наблюдения не устанавливают твердую причинно-следственную связь между микробами кишечника и эффективностью иммунотерапии, в конечном счете они могут привести к разработке пробиотического коктейля, который может назначаться вместе с иммунотерапией для повышения шансов на иммунный ответ", сказал д-р Кох, директор детской гематопоэтической трансплантации стволовых клеток юго-западного медицинского центра Техасского университета.

1.Gnanaprakasam, J.N., Estrada-Muniz, E., and Vega, L. The anacardic 6-pentadecyl salicylic acid induces macrophage activation via the phosphorylation of ERK1/2, JNK, P38 kinases and NF-kappaB. Int Immunopharmacol. 2015