ООО "ПРОПИОНИКС"
пн-пт с 09:00 до 18:00 | +7 (966) 348-80-35 |
Резюме. Так называемая западная диета богата насыщенными жирами и сахарами и бедна растительными волокнами, а также связана с повышенным риском метаболических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронического воспаления. Пагубные последствия неправильного питания частично опосредуются кишечной микробиотой, состав, функциональность и конечные продукты метаболизма которой реагируют на изменения в рационе питания. Недавние исследования показали, что высокое потребление сахаров увеличивает относительное обилие протеобактерий в кишечнике, одновременно уменьшая обилие бактероидов, которые могут смягчать действие эндотоксина, а также усиливать барьерную функцию кишечника. Таким образом, высокое потребление сахара может нарушить баланс микробиоты, что приведет к увеличенным провоспалительным свойствам и уменьшит способность регулировать целостность эпителия и иммунитета слизистой оболочки. Следовательно, высокий диетический сахар может, посредством модуляции микробиоты, способствовать метаболической эндотоксемии, системному (т.н. низкокачественному) воспалению и развитию метаболической дисрегуляции, что приведет к вредным последствиям для здоровья, в дополнение к избыточной энергии.
Так называемая западная диета характеризуется потреблением высоко переработанной пищи и высоким потреблением насыщенных жиров и сахаров, а также низким потреблением овощей, фруктов и пищевых волокон [1]. Западная диета ассоциируется с повышенным риском метаболических нарушений, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний, а хроническое системное воспаление рассматривается как один из ключевых компонентов, участвующих в этиопатологии этих нарушений [1,2,3]. Метаболическая эндотоксемия в результате повышенной проницаемости кишечника и утечки бактериальных липополисахаридов (ЛПС) из просвета кишечника в системный кровоток получила значительный интерес в последнее десятилетие, поскольку считается одним из основных путей индукции и персистенции воспаления [3].
Что касается западной диеты, то и жир, и сахар изучались на мышиной модели в отношении проницаемости кишечника. Высокое содержание жира в пище само по себе может увеличить проницаемость кишечника за счет изменения концентрации желчных кислот и индуцирования барьерной дисфункции, опосредованной дезоксихолевой кислотой [4], а вредный эффект может быть дополнительно усилен изменениями состава и функциональности микробиоты, вызываемых жиром [5]. Недавно Do et al. исследовали влияние диеты с высоким содержанием глюкозы или фруктозы на микробиоту кишечника и проницаемость кишечника, а также на уровни эндотоксина в крови, воспаление и накопление жира в мышиной модели [6]. Было обнаружено, что высокое содержание сахара в рационе приводит к изменениям в составе микробиоты, в частности, к уменьшению бактериального разнообразия и численности Bacteroidetes и увеличению численности протеобактерий (Proteobacteria) [6]. Одновременно наблюдались воспалительные изменения в кишечном эпителии и нарушение его целостности, и у животных (остающихся с нормальным весом) при этом также развивалась метаболическая эндотоксемия и стеатоз печени [6].
Наблюдаемые микробные изменения, индуцированные высоким содержанием пищевого сахара, т. е. снижение разнообразия, увеличение обилия протеобактерий и снижение обилия бактероидетов [6], имеют общие черты с дисбиозом микробиоты, связанным с метаболическими нарушениями, воспалительными заболеваниями кишечника (ВЗК) и другими нарушениями у человека [1,3,7]. Избыток моносахаридов, которые не всасываются в тонком кишечнике, может благоприятствовать организмам, которые могут быстро утилизировать простые углеводы, такие как протеобактерии, за счет других комменсалов, которые специализируются на деградации сложных углеводов и обычно имеют более медленные темпы роста [8]. Таким образом, высокий уровень сахара в пище может иметь пагубные последствия также за счет модуляции микробиоты, в дополнение к обеспечению избыточной энергии.
Протеобактерии составляют незначительную часть здоровой кишечной микробиоты, но если они увеличиваются непропорционально, то может возникнуть неспецифическое воспаление [9,10]. Класс гамма-протеобактерий и семейство Enterobacteriaceae в пределах типа несут молекулы липополисахаридов (ЛПС, эндотоксин), которые являются сильными триггерами воспалительных реакций [9,10,11]. В энтероцитах ЛПС индуцирует высвобождение интерлейкина 8 (IL-8) - ключевого хемокина, ответственного за индуцирование воспалительных реакций, которые, в свою очередь, трансмутируют плотные соединения и приводят к нарушению целостности эпителия [11,12]. ЛПС других грамотрицательных бактерий могут структурно отличаться от ЛПС гамма-протеобактерий и, следовательно, не обладать сильными провоспалительными свойствами [11], как в случае с Bacteroides spp. [12].
Bacteroidetes (бактероидеты) и Firmicutes (фирмикуты) являются двумя наиболее распространенными бактериальными типами в здоровой взрослой микробиоте. Bacteroides, доминирующий род в составе Bacteroidetes, хорошо адаптирован к конкурентной среде кишечника и использованию сложных полисахаридов растительного и хозяйственного происхождения [13,14]. Этот род был связан с многочисленными преимуществами для здоровья, включая снижение регуляции воспалительных реакций в кишечнике, хотя следует иметь в виду, что отношения с хозяином всегда зависят от контекста [13,14]. Что касается уравновешивающих эффектов, то исследования in vitro показали, что Bacteroides spp. может снижать высвобождение IL-8 из энтероцитов в ответ на энтеробактериальные ЛПС, т. е. ослаблять воспалительные реакции, а также усиливать целостность монослоя энтероцитов [12]. Специфические штаммы бактероидов показали способность ослаблять ЛПС-индуцированное воспаление также in vivo у мышей [15]. До настоящего времени полисахариды А (PSA), сфинголипиды и короткоцепочечные жирные кислоты (SCFAs) были идентифицированы как эффекторные молекулы и метаболиты, опосредующие иммуномодулирующее действие бактероидов [14], но лежащие в их основе механизмы до сих пор в значительной степени не изучены.
Представляется вероятным, что баланс между Proteobacteria и Bacteroidetes играет роль в поддержании иммунологического гомеостаза и целостности эпителия слизистой оболочки кишечника. В соответствии с этим, недавнее исследование показало, что уровень экспрессии IL-8 в энтероцитах положительно коррелировал с Enterobacteriaceae в фекальной микробиоте пациентов с ВЗК, у которых также было уменьшенное количество видов Bacteroides, Faecalibacterium prausnitzii и Prevotella spp. [16]. С другой было показано, что как прецизионное редактирование микробиоты с целью уменьшения относительного обилия энтеробактерий [17], так и пероральное добавление Bacteroides sp. [18], улучшают воспаление в мышиных моделях экспериментального колита.
Высокое потребление сахара, по-видимому, нарушает баланс микробиоты, изменяя соотношение протеобактерий и бактероидетов, что повышает провоспалительные свойства, снижает иммунорегуляторные функции и снижает способность регулировать целостность эпителия [6]. Do et al. наблюдали, что диета с высоким содержанием глюкозы или фруктозы приводила, в дополнение к вышеупомянутым изменениям в микробиоте кишечника, к увеличению воспаления кишечника и проницаемости для мышей [6]. Совсем недавно было установлено, что диета с высоким содержанием сахара повышает проницаемость тонкого кишечника у здоровых людей [19].
В исследовании на мышах, проведенном Do et al., изменения в микробиоте кишечника, воспаление кишечника и его проницаемость привели к метаболической эндотоксемии, увеличению накопления жира и гепатитному стеатозу [6]. Интересно, что изменения произошли без изменения массы тела, что привело к так называемому ожирению с нормальной массой тела [6], которое у людей связано с нарушением регуляции обмена веществ и повышенным риском развития метаболического синдрома и кардиометаболической дисфункции [20]. Таким образом можно сделать вывод, что высокий диетический сахар может увеличить риск метаболических нарушений у субъектов с нормальным весом. Принимая во внимание тесную связь микробиоты и ее весьма вероятную механистическую вовлеченность в развитие ожирения, ожирения с нормальной массой тела и связанных с ним метаболических осложнений, модуляция микробиоты в качестве дополнительной терапии, помимо диетотерапии, могла бы обеспечить привлекательный подход к управлению этими состояниями и смягчить вредное воздействие диетического сахара.
К разделу: Пробиотики против ожирения
Литература
Комментариев пока нет